Андрей Труфанов приехал в Усть-Кут из Петровска- Забайкальского – городка, уютно устроившегося между отрогами хребта Цаган-Дабан, известного именами ссыльных декабристов и бурным когда-то развитием черной металлургии. По узкой долине протекает там речка Мыкырт, абсолютно несудоходная, причем, до такой степени, что даже обычная лодка представляется здесь предметом совершенно ненужным, а сам Андрей ее речную ширь обрисовал двумя словами - переплюнуть можно.
Приехал по совету своей землячки Александры Ушаковой, которая, когда-то отучившись в УИВТе, посоветовала и ему направить свои стопы сюда. Убедила настолько, что Андрей забрал документы из железнодорожного техникума, куда только-только поступил и вместе с другом Николаем Зыряновым приехал в наш город. По его словам, ехал без особой надежды, но вступительные экзамены сдал, и «вот тебе, пожалуйста, четвертый курс!» Два года подряд курсант Андрей Труфанов проходил производственную практику в Санкт-Петербурге, ходил на морском сухогрузе «Василий Малов» в город-порт Шлиссельбург, за металлом в Череповец, в Архангельск за селитрой, с пеноблоками в местечко Яра-Яха, что в Ненецком округе, с продуктами и пиломатериалом в Нарьян-Мар… Поколесил. Впервые увидел Санкт-Петербург. Впервые ступил на борт корабля. Впервые взял в руки штурвал. Впервые попал в шторм. Два раза испытал чувство страха Об этом прошу Андрея рассказать подробнее:
- Страшновато было, когда впервые взял в руки штурвал судна. Это большая ответственность! А второй раз, когда попали в хорошо запомнившийся мне шторм. Небольшие шторма были, но такой я увидел впервые. Это случилось в Белом море. Нас предупредили о штормовой ситуации. Где-то в два часа ночи разбушевался северо-западный ветер. Качка все усиливалась. В 4 часа утра я заступил на вахту. В рубке, кроме меня, находился старпом и практикант. Впереди судна - темнота и сплошная черная волна. Лишь иногда сквозь облака проглядывала луна. Волны доходили до пяти метров высотой. Нижнюю грузовую палубу захлестывало водой. Скорость ветра достигала 20-25 метров в секунду. Судно кренилось, и когда, в этот же момент волна била в борт, тогда и появлялось ощущение, что судно сейчас просто опрокинется. Теперь я знаю, что во время шторма надо идти на волну. Отказал гирокомпас, авторулевой, магнитный компас, поэтому приходилось одной рукой держаться, а другой рулить. Стоять более- менее спокойно было невозможно. Душа ушла в пятки.
- Андрей, опиши это состояние, когда «душа уходит в пятки».
- Слабость в руках и ногах. В общем, трясет как Каштанку. Страшно, но страшно не только перед стихией. Страшно за экипаж и за груз.
- Как вел себя экипаж?
- Волновались все. Темень была впереди. Темень на мостике. Наклон судна достигал 25 градусов. Дифферент то на корму, то на нос. А когда луна проглядывала, было видно, как старпом кусает губы. Где-то к девяти часам утра шторм начал стихать. Впервые в то утро повар не приготовила завтрак для экипажа: работать на камбузе было невозможно. Все, что было не закреплено, летало.
- Попадали в другие экстремальные ситуации?
- По пути в Нарьян-Мар попали во льды. Шли по чистой воде, и вдруг появился лед. Большие ледяные поля. Толщина льда составляла 40 сантиметров. Мы не смогли пробиться. Ждали помощи. Через шесть суток пришел буксир и провел нас и другие суда караваном до Нарьян-Мара. А как-то сами помогали сухогрузу «Ивану Боброву» выбираться из ледяного капкана. Он обратился к нам: « Василий Малов», помогите! Проломите ледяную перемычку». Мы, конечно, помогли, перемычку разбили, но по инерции налетели на лед, а так как лед был крепкий, то наше судно снесло, и мы ударились о борт « Ивана Боброва». Пробили себе борт, тому теплоходу загнули фальшборт, повредили кнехт, дыхательные трубы (вентиляционные), порвали тросы, повредили шлюпочное устройство. Потом заделывали пробоину на своем теплоходе: наложили металлическую латку и заварили. А «Иван Бобров» потом вместе с нами вышел из льдов.
- Андрей, этот вопрос я задаю всем курсантам, прошедшим навигационную практику. Чему учит флот?
- Ответственности и умению преодолевать трудности. Я считаю, флот для сильных и ответственных людей.
- Какие планы на будущее?
- Хочу утвердиться в своей специальности: дойти до комсостава, стать высокопрофессиональным судовым механиком.
------------------------------ -----------------------------