gototopgototop
 

Официальный сайт УИВТ (филиал) ФГБОУ ВО "СГУВТ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Прикованный к порогу, или о флоте с философской точки зрения

Печать

Косте Григорьеву, курсанту группы 31-СВ, нынешним летом довелось поработать на «Енисее» - уникальном судне, единственным действующем в составе речного флота России, дизель-электроходе, туере - буксире. Порт приписки судна – Красноярск, но там он находится только тогда, когда нет навигации, в то время как место его работы - Казачинский порог - расположено в 230 километрах от города.


Казачинский порог - одно из самых сложных мест на Енисее. Его проходят с особой осторожностью. Течение на этом участке достигает 20 километров в час, поэтому очень немногие суда могут преодолеть его своим ходом. К тому же судовой ход здесь извивается, а ширина его составляет всего 70 метров. Порожистый участок изобилует подводными камнями и водоворотами. Пройти вверх самостоятельно могут лишь суда, собственная скорость которых значительно больше скорости течения.
Туер- буксир «Енисей» проводит пассажирские и грузовые суда через Казачинский порог. Мощность двигательной установки судна составляет две тысячи лошадиных сил, чего достаточно для проводки большегрузных составов. Туер «Енисей», оснащенный пятью двигателями, способен тащить до десяти тонн груза. Без его помощи преодолеть сложный участок Енисея не могут даже пустые баржи. Туер следует вдоль проложенного точно по фарватеру троса, и без затруднений вписывается в фарватер. Всю эту интересную информацию Костя Григорьев выложил мне при разговоре, которую в свою очередь узнал от боцмана Андрея Михайловича Калинина, который не первый год работает на туере.
- Когда-то Казачинский порог был непреодолимой преградой. На помощь пришли бурлаки. До туеров существовал и такой способ перевозки грузов: перед Казачинским порогом груз выгружался на берег, на телегах его везли дальше, а после порога загружали на судно вновь. Сложный порог судно проходило пустое. В 1905 году построили первый туер «Ангара», который работал на Енисее до 1936 года. С 1964 года к работе приступил туер «Енисей», и замены пока не предвидится, - рассказывал Костя. - За навигацию он проводит почти полтысячи судов- сухогрузов и пассажирских теплоходов. Спасибо Константину за интересную информацию. В начале XX века бурлаков и конную тягу на Енисее действительно сменил туер - особый вид буксира. Туер, как фуникулер, движется по стальному тросу, проложенному на дне реки. Но что же значит это слово? Интернет с готовностью выдал объяснение. Когда-то туаж ( так, от французского слова называлась эта буксировка) был популярен. Туерная тяга была придумана в качестве замены ручной (бурлацкой) или конной тяги, при которой несамоходное судно передвигалось, вытягиваемое людьми или конными упряжками, движущимися по берегу реки. Позднее туеры использовались для проводки барж в районах с сильным течением, которое было непреодолимо для буксиров с гребным винтом. Они также использовались для проводки самоходных судов через участки с сильным течением. На Волге, Сене и Миссисипи ходили десятки таких буксировщиков. Постепенно рост мощности судов, а также создание водохранилищ сделало туеры ненужными. Сегодня туер «Енисей» пережил полстолетия и остался единственным в мире, потому что енисейский флот в большинстве своем не может самостоятельно пройти опасный участок – Казачинский порог. Можно сказать, что туер прикован тросом к порогу.
- Костя, как ты попал на туер?
- В отделе кадров КСЦ (Красноярский судоремонтный центр) заполняем бланки. Смотрю список судов, среди них - туер. И я вспомнил, как наш преподаватель спецдисциплин Анатолий Игнатьевич Колосов показывал нам фильм о работе туера в Казачинском пороге. Это место, где вода буквально бурлит…
- На самом деле?
- Да! Вода кипит, ее закручивает, шум, грохот, а теплоход идет вперед.
- Костя, как проходит рейс туера через порог?
- Туер встречает судно, которое надо провести через порог, в нижнем створе. Берет на буксир, и мощный дизель – электрическая судовая машина начинает наматывать трос на барабан. Через шесть - семь километров течение успокаивается, и экипаж туера прощается, чтобы спуститься за следующим судном, ждущим проводки.
- Получается, это очень серьезная проводка?
- Очень серьезная. Капитаны с 40-летним стажем остерегаются проходить порог самостоятельно, в том месте по створам очень тяжело идти. Сильное свальное течение может и снести. Как правило, на капитанском мостике при прохождении порога находится капитан, у руля – старший помощник, на баке – боцман, в машинном отделении у пульта управления – главный механик. Все подчинено готовности к мгновенной реакции на любые непредвиденные случаи.
- Костя, в чем заключалась твоя работа?
- На туере есть силовая установка – буксирная лебедка - я ее управлял. Стоял на контролере: травил трос, выбирал трос, закручивал ленточный тормоз, включал «гулеван» - автоматические тиски. Потом возвращался в рубку и следил за слабиной троса. Если не уследить, то образуется сильная слабина, после чего может последовать быстрое натяжение троса. Трос может порваться, и состав понесет на камни. Первую неделю со мной стоял боцман, а я записывал на листке порядок своих действий. Когда сам впервые выполнял эту работу, то очень волновался. Ничего себе - такая ответственность! Вдруг трос порвется!?
Неожиданно для себя Костя встретил на теплоходе удивительных людей. Несмотря на разницу в возрасте, 47-летний начальник радиостанции Евгений Владимирович, 55-летний электрик Владимир Тихонович и 36-летний боцман Андрей Михайлович стали для восемнадцатилетнего курсанта настоящими друзьями.
- Что вас сблизило?
- Они умеют думать. Я вообще заметил, что на флоте люди умные, опытные и мудрые. Там люди настоящие. Там нет масок. На флоте маску не удастся носить, а если кто-то и оденет ее, то носить не сможет, она быстро слетит. На флоте каждый ведет себя как нужно. Евгений Владимирович, например, научил меня говорить «нет», когда необходимо. Своим примером, с помощью обмена мнениями, просто словами «я бы сделал так» направлял меня. Я с ним разговаривал как с другом. Он умеет шутить так, как никто другой. Благодаря этому общению смотрю на жизнь с юмором. Эти люди научили не торопиться, делать работу медленно, но расторопно. Укрепили мою веру в се6я, убежденность, что надо быть сильным духом и физически здоровым, принимать другого человека таким, какой он есть, ценить его. И еще я понял: искренность и правда преодолеют все.
- Навигация показалась тебе трудной?
- Не сказал бы, но к концу навигации уже хочется домой. По сравнению, с остальными судами, на туере самая длинная навигация. Я работал там с 25 мая по 5 ноября. Работа эта однообразная, требует постоянного терпения. Когда на Енисее заканчивается навигация, суда возвращаются с рейсов на базы и становятся в очередь перед Казачинским порогом. В октябре туер работал почти круглосуточно, команда отдыхала лишь тогда, когда над рекой стоял туман, или в ночное время. Туер ушел на базу КСЦ последним.
- Костя, какие планы и мечты?
- Хочу по Лене походить, сравнить, сделать выводы. Хочу попасть на Военно-морской флот. Мой прадед во время Великой Отечественной войны был артиллеристом, дед служил в ракетных войсках, дядя служил. У нас в семье все служили. Как же я не могу служить?! Это же позор! Я переживаю за свой род, за свою страну, за своих детей. Считаю, что человек должен всегда оставаться человеком.



------------------------------ -----------------------------

 

Статистика


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня:60
mod_vvisit_counterВчера:1111
mod_vvisit_counterЗа текущую неделю:4400
mod_vvisit_counterЗа прошлую неделю:8831
mod_vvisit_counterЗа текущий месяц:28123
mod_vvisit_counterЗа прошлый месяц:34777
mod_vvisit_counterВсего посещений:2339432

Сейчас онлайн: 39
Ваш IP: 18.188.76.209
Сейчас: 2024-11-22 00:38

ru en

Библиотека

Галерея

Мы в соцсетях

  

Ссылки