В моих руках грамота Нептуна. Выглядит по- настоящему. В тексте все как надо: кому и за что, дата и подпись. Вверху крупно: «Енисейское пароходство», справа – Нептун во всеоружии. А дана грамота Бабушкину Никите Олеговичу, курсанту группы 41-ЭМС, за то, что совершил он «удивительное плавание по просторам реки Енисей, впервые пересек Полярный Круг, чем обрел в сердце своем красоту и величие земли Красноярской и Енисейской в лето 2013 года…».
Миновав невидимую черту и оказавшись в Заполярье, прошел Никита обряд посвящения в речники. Эффект неожиданности присутствовал, как того и добивались устроители ритуала: вызвали курсантов якобы на авральные работы, а когда они вышли на палубу облили водой. Потом практикантов завели в рубку, дали по стакану соленой воды, вручили грамоту Нептуна и общее фото на память.
- Никита, как прошла навигация на Енисее?
- Хорошо, на Енисее мне понравилось. Я проходил практику на толкаче «Борис Колесников». Вместе со мной работали наши усть-кутские курсанты Костя Котов, Артемий Терентьев, Александр Лычев. Мы приобрел такой опыт, который на Лене не получишь – это работа с составами. Толкали баржи со щебнем, соляркой, серой до Дудинки. Иногда вели до шести барж одновременно. Учились вязать баржи между собой, а при переходе через перекаты развязывать. Перекаты на Енисее сложные, протащить через них можно только по одной или две баржи. А вообще, выполняли все, то нужно делать на судне: ремонт, помывка, покраска, очистка. Стояли вахту, на прямых и несложных участках нам доверяли рулить.
- Непростые ситуации случались?
- Была однажды. Шли составом из шести барж, а мимо пронеслось пассажирское судно- скоростник. Волны сильно раскачали состав, лопнула правая вожжа или так называемый «сторож», который держит весь состав, осталась лишь левая вожжа. Весь состав пошел боком. Сбежались все, даже с теплохода РТ, который мы тоже толкали, чтобы как можно быстрее заменить лопнувший трос. Нам повезло, что навстречу никто не шел.
- Что еще запомнилось?
- Есть одно место на Енисее, где на скале нарисована девушка. Легенда гласит: когда-то здесь жили дед и его внучка. Дед на лодке перевозил людей. Потом дед умер, а внучка продолжила его дело, но во время шторма утонула. В память о ней нарисовали на скале фигуру девушки. По этому рисунку речники определяют уровень воды: если вода по пояс, то теплоход везде пройдет, если по щиколотки – воды мало.
- Никита, несколько слов об экипаже.
- Приветливые, непьющие, уважающие порядок на судне.
- По твоему мнению, какие качества необходимы на флоте?
- Упорство, терпение, мужество. Осталось только добавить, что грамота Нептуна не единственная в багаже Никиты. Скоро из Енисейского пароходства придет еще одна, где сказано, что Никита Бабушкин стал лучшим мотористом в навигацию 2013 года.
------------------------------ -----------------------------