250 школьников пришли в Усть-Кутский институт водного транспорта на традиционный День открытых дверей в один из апрельских дней. День открытых дверей – своеобразная карточка нашего учебного заведения. Такое название «День открытых дверей» получил потому, что обычно при входе в учебный корпус института у вас спросят документ – студенческий билет или иное удостоверение. Но раз в год в здание учебного заведения может войти любой.
В этот день старшеклассники и их родители являются желанными гостями. В УИВТе их ждут преподаватели, студенты и гиды.
Курсанты, блистая парадными белыми фланками, готовы провести экскурсии школьников по всем кабинетам и аудиториям, информационно-вычислительному центру, мастерским, лаборатории СЭУ (силовые энергетические установки), библиотеке. Предоставляется возможность не просто познакомиться с УИВТом, задать вопросы преподавателям, узнать условия поступления, но и ощутить атмосферу учебного заведения. День открытых дверей – это реальный шанс получить надежную и полезную информацию из первоисточника, чтобы сделать правильный выбор.
Первая группа учащихся прибывает из школы № 10. Под предводительством гидов из числа самых активных курсантов они отправляются по маршруту. Путь держим в информационно – вычислительный центр. Вдруг энергично шагающая компания резко останавливается у стенда, на котором десятки фотографий тех, кто учатся на 4 и 5. Раздаются удивленно- восхищенные возгласы: «О!!!», «Смотри - наши!». Школьница Настя, тыча пальчиком в фотографии, как ребенок, изучающий свою первую книжку, называет имена : «Антон Вологжин, Дончевский Никита, Денис Сабиров…». Насмотревшись на знакомые лица отличников и хорошистов, девятиклассники заходят в один из кабинетов информационно-вычислительного центра. Преподаватель информационных спецдисциплин и руководитель ИВЦ Людмила Дмитриевна Калистратова готова рассказать об УИВТе. Разумеется, используя современную технику. Для показа она подготовила интересный видеоряд, собранный из кадров, касающихся самых разных областей студенческой жизни УИВТа: учеба, конкурсы, спорт, навигационная практика… Стоит ли повторять, что человеку необходимо качественное усвоение предметов информатики и математики, так как в наше время трудно обойтись без информационных технологий и элементарных математических знаний. Стоит ли говорить, что современное общество характеризуется не только бурным развитием информационных технологий, но резким ростом производимой и потребляемой информации. Стоит! Обо все этом рассказывали школьникам в информационно- вычислительном центре. А преподаватель информационных спецдисциплин Светлана Николаевна Антипина устроила для них короткий экзамен по компьютерной грамотности, в ходе которого молодые школьные умы показали себя неплохо. Естественно, они хорошо знают, что такое дисководы, платы и высокое разрешение.
В слесарных мастерских гостей встречал заведующий учебно- производственными мастерскими Сергей Дмитриевич Карпов. Он обьяснил, что здесь курсанты учатся работать с металлом. Школьники осматривали экспозиционный стол, заваленный изделиями - кронштейны, грабли садовые, гардеробные жетоны, хомуты на трубы, дверные ручки – вот неполный перечень простейших предметов, изготовленных курсантскими руками, и время от времени спрашивали: «Это они сами?». Конечно, сами! Даже девушки, которые выбрали специальность «Гидротехника», приходят сюда, чтобы научиться простым, но очень нужным навыкам обращения с инструментами и станками. Значение слесарно- механической практики для курсантов плавательских специальностей трудно переоценить. На флоте им обязательно понадобится и сноровка, и умение работать с металлом, и даже определенное мастерство в этом деле. Кстати, в рабочие дипломы судомехаников, гидротехников, электромехаников и судоводителей обязательно идет оценка по слесарно- механической практике.
Лаборатория СЭУ вызывает у школьников неизменно живой интерес. Валерий Семенович Колистратов, преподаватель спецдисциплин подробно объясняет гостям:
-Здесь, в лаборатории силовых энергетических установок занимаются курсанты специальности «Судовые механики». Будущие специалисты знакомятся с различными судовыми двигателями…
Махину включили. Она задрожала и издала звук, непривычный и неприятный уху новичка. Кое- кто из слабонервных сначала охнули с легкого перепуга, а потом были готовы сами включать и выключать двигатели, открывать индикаторные краны, регулировать работу мотора…Чем и занялись некоторые из них с разрешения и под присмотром преподавателей. Даже девчонки! Таня Мироненко открывала краны на двигателе, а Яна Чагина пыталась регулировать работу мотора. В лаборатории СЭУ царила деятельная и любознательная атмосфера: гудели двигатели, компрессоры качали воздух, утробно и мощно разносились воздушные сигналы… Дым коромыслом! Пытливые экскурсанты были в восторге!
Каждое из этих слов подходит к профессии судоводителя: многогранна, чрезвычайно ответственна, трудна, романтична, интересна. Об этом и многом другом рассказывал ребятам Анатолий Игнатьевич Колосов, преподаватель судоводительских дисциплин.
- Я считаю, что видеть, слушать и двигаться – это наилучший путь к изучению, - считает преподаватель.
Он показал кабинет судовождения, где, действительно, есть на что посмотреть. Кабинет под завязку заполнен различным учебным материалом: лоцманскими картами, знаками путевой обстановки, макетами судов, элементами устройства судов, световой сигнализацией…С толком использовано практически все свободное пространство кабинета. В распоряжении курсантов большой архив штурманских карт и навигационных пособий.
Хочется выделить профилирующую роль навигации и добавить, что выпускники плавательских специальностей – судоводители, гидротехники, электромеханики и судовые механики – абсолютно востребованы на рынке труда, занимают самые высокие должности на судах, получают достойную заработную плату и способны обеспечить высокий уровень жизни себе и своим семьям.
- Запах реки вам знаком! – обратилась к ребятам из школы № 2 преподаватель и заведующая учебно-производственной практикой УИВТа Ирина Алексеевна Дроздова. – Ваша школа находится на берегу реки, и вы видите, как по Лене ходят суда, как возят грузы…Для того, чтобы выбрать плавательскую специальность нужно быть романтиком, полюбить эту профессию. Третий год подряд мы направляем наших практикантов на пассажирские суда компании «Ленатурфлот». В нынешнюю навигацию на теплоходы «Демьян Бедный» и «Механик Кулибин» отправятся шестнадцать человек. Несколько человек поедут на практику в Санкт-Петербург. Второй год будем посылать курсантов на Енисей. Десять курсантов отработали там прошлую навигацию, оставили после себя хорошие впечатления, а их труд был оценен по достоинству. В этом году пришла заявка на 45 человек, но мы сможем отправить на Енисей только 30 практикантов, потому как большой спрос на наших ребят в Ленском бассейне. Очень внимательно относятся к практикантам в Осетровской РЭБ флота, учитывают их пожелания при устройстве на суда. Наши курсанты работают на Лене, Витиме, Яне… УИВТ – одно из немногих учебных заведений, которое имеет возможность устраивать своих курсантов на практику на штатные должности, то есть, практиканты могут не только проходить учебно- производственную практику, но и зарабатывать деньги.
На первом этаже учебного здания наши гости увидели множество поразительных фотографий о практике. Из навигации курсанты привозят огромные впечатления и богатейший материал, фотоотчеты о практике, неповторимые видеокадры, на основе чего появляются фотовыставки о флотской работе и необыкновенной красоте северных рек, презентации к различным мероприятиям.
Преподаватель дисциплин специальности «Экономика и бухучет» Татьяна Владимировна Куянова встретила ребят из школы № 8 словами:
- Из вашей школы ребята приходят с неплохими знаниями и хорошей подготовкой. От вас требуется только желание. А хотеть в жизни надо многое…
Для тех, кто выберет профессию бухгалтера, предлагается дневное и заочное обучение, также можно пройти подготовку на бухгалтерских курсах.
Многие наши выпускники, получив среднее профессиональное образование, продолжают учебу по специальностям высшего профессионального образования. Усть-Кутский институт водного транспорта выпускает высококвалифицированных специалистов и бакалавров широкого профиля по заочной форме обучения, осуществляет образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования с присвоением квалификации «инженер», «бакалавр» по шести специальностям.
По окончании первой части мероприятия гости посмотрели концертную программу, подготовленную курсантами и студентами УИВТа. И трудно было сказать, что более всего им пришлось по вкусу: то ли шум судового двигателя, то ли акробатический этюд или вокальные номера, но во время блиц-опроса о впечатлениях, я слышала: Здорово! Отлично! Понравилось!
Выбор пути – вечная человеческая проблема. Выбор за вами!
------------------ ----------------